Воспоминания Ильина В.А.
В.А.Ильин,
академик РАН,
заведующий кафедрой математического
анализа факультета ВМК МГУ
Я всегда им восхищался
Александр Андреевич Самарский родился 19 февраля 1919 года в крестьянской семье на хуторе Свистуны, Екатиронославская губерния. Учился в школе в Таганроге, окончил с отличием среднюю школу и. А. П. Чехова.
Самарский поступил на физфак до войны, с четвёртого курса добровольцем (по зрению был освобождён от мобилизации) ушёл в ополчение. В военные годы копал окопы, воевал в районе Наро-Фоминска, подорвался на мине, чудом остался жив. После тяжёлого ранения и контузии Александр Андреевич перенес более 15 операций и долго пролежал в разных госпиталях, долечиваться пришлось в Красноярске. Из госпиталя его выписали на цкостылях с удостоверением инвалида. Осенью 1942 года возможности вернуться в Москву не было. Самарский стал преподавать в местной школе, которая была хулиганистой. Это было военное время, и в школе было много трудных подростков и детей с тяжелыми судьбами. Самарский сумел найти подход к каждому ученику. Александр Андреевич запомнил имена и фамилии всех учеников и потом называл каждого по имени, что всех приятно поразило. Учителя и ученики уважали и полюбили Самарского, какое-то время он был директором этой школы, его не хотели отпускать в Москву и переживали, когда он вернулся на учёбу в Москву в 1943 году. Александр Андреевич рассказывал, что расставание с полюбившимися учениками и школой далось ему нелегко.
В 1945 г. Самарский закончил с отличием МГУ и поступил в аспирантуру физфака. Жил в общежитии МГУ, метро Сокольники, в комнате с 2-мя или 3-мя человеками.
Я знаю Александра Андреевича с 1945-го года, в этом году я поступил на физический факультет МГУ, а Александр Андреевич в этом же году стал аспирантом первого года обучения. А поступил я на физфак, заранее зная, что пойду на кафедру к Тихонову, она называлась кафедрой математики, заведующим которой он был. Зная, что я поступлю на эту кафедру, для меня таким что ли ореолом был, звездой, на которую я обращал внимание, аспирант Самарский. Он блистал, за несколько лет аспирантуры написал, не считая диссертации, 10 научных работ, некоторые совместно с А.Н.Тихоновым.
В то время физфак был гораздо меньше, чем сейчас, я посещал там семинар. И здание физфака было очень маленькое, оно находилось в центре Москвы – на Моховой, сейчас в этом здании ИРЭ - институт радиоэлектроники.
Александр Андреевич был человек неувядающего юмора и остроумия, он всё время шутил. Александр Андреевич с остроумием рассказывал как они с друзьями в молодости подшучивали друг над другом.
А.А. Самарский был председателем Научного Студенческого Общества (НСО) на физическом факультете – так тогда назывался Совет Молодых Ученых, который пользовался в то время огромной популярностью среди студентов. Александр Андреевич назначил меня главным редактором газеты «Научная бюллетень» - органа НСО. В газете регулярно печатали различные юмористические статьи. Как вы знаете, физики бывают теоретики и экспериментаторы. И вот в этом «Научном Бюллетене» появилась написанная Самарским шутливая статья - интервью о якобы состоявшемся футбольном матче между командами физиков-теоретиков и физиков-экспериментаторов. В ней было написано, что матч почти закончился с преимуществом физиков-теоретиков, но был ими проигран вследствие того, что известный теоретик профессор М.Ф.Широков забил мяч в собственные ворота.
Распределение по кафедрам на физфаке происходило в то время позже, чем сейчас, - на третьем курсе. Когда я попал на кафедру А.Н. Тихонова, мне и моим однокурсникам (Свешников, Четаев) в 1948 г. была предложена только что вышедшая в ЖТФ, т.XYIII, вып. 7, статья А.Н. Тихонова и А.А. Самарского, которая называлась «О возбуждении радиоволноводов», часть III. Самарский был на третьем году обучения в аспирантуре. Предыдущие две части (часть I, II) были опубликованы в ЖТФ, т.XYII, вып. 11, 12, в 1947 г. В связи с этой статьёй возникал ряд математических проблем: нужно было исследовать билинейные ряды из собственных функций, когда в знаменателе стоит собственное значение в любой степени – это было начало моей научной деятельности. Мы втроём (Я, Свешников и Четаев) прореферировали эту работу, её можно посмотреть в собрании сочинений А.А. Самарского, которое есть на кафедре (Прим. редактора: также на сайте А.А. Самарского - http://samarskii.ru/articles/1948/1948_005ocr.pdf).
В 1948 году Александр Андреевич закончил аспирантуру, блестяще защитив кандидатскую диссертацию. Работа была замечательная и, между прочим, чисто математическая. Потом он стал прикладником. С помощью так называемой меры Винера он исчерпывающим образом исследовал влияние возмущения формы области на изменение собственных значений оператора Лапласа в этой области. Это первая работа, в которой он использовал понятие меры Винера, чисто математическое понятие, для того, чтобы решить такой вопрос: колеблется мембрана, известно, каковы будут её собственные функции и собственные значения колеблющейся мембраны. Вопрос: как они изменятся, если мембрану на каком-то множестве точек закрепить, кроме того, что она закреплена на концах? А.А. Самарский дал окончательный ответ, он показал, на множестве какой винеровской меры можно закрепить, чтобы ничего не поменялось. Официальный оппонент И.Г. Петровский ( прим. Ред.: Ректор МГУ 1951-1973 гг.) оценил работу А.А. Самарского как образец замечательной диссертации, как эталонную работу.
Самарский защитил диссертацию и после этого какое-то время мы с ним, к сожалению, виделись мало, потому что в это время он реже бывал в университете, только на семинары, может быть, ходил, т.к. в это время в Советском Союзе делали атомную бомбу. Был создан закрытый коллектив по расчету атомной бомбы, называвшейся в этом коллективе «изделием». Этот коллектив возглавлял Тихонов, а Самарский был руководителем группы, проводившей расчёты. Александр Андреевич рассчитывал, что можно было ожидать от этого изделия, параметры взрыва «изделия». Причём рассчитывали и другие научные группы, но расчет группы Тихонова и Самарского отличался, как потом я узнал, от того результата, который на самом деле произошёл, менее, чем на 30 процентов, в отличие от других, и был признан лучшим. Причём не было компьютеров, была только группа, состоявшая из нескольких десятков «девочек», как нежно называл Александр Андреевич своих сотрудниц - вычислителей, и схема расчета. И «девочки» по заданию Александра Андреевича считали уравнения, системы уравнений на примитивных электромеханических счётных машинках «Mersedes». Отсутствие электронной вычислительной техники приходилось компенсировать виртуозностью предлагаемых схем расчета. Благодаря изысканной постановке задачи, нашли такой метод, что даже без наличия серьёзных вычислительных устройств с такой огромной точностью это изделие было посчитано. Нельзя не удивляться тому, что расхождение между результатами расчета и регистрируемой приборами мощностью взрыва не превышало 30%. Позже производили расчет и водородной бомбы.
После окончания всех работ, примерно в 1953 году, А.Н.Тихонов, А.А.Самарский, В.Я.Гольдин и Б.Л.Рожденственский получили Государственную (в то время она называлась Сталинской) премию СССР. Кроме того, все были награждены орденами.
Начав преподавательскую деятельность в Московском университете в 1945 году, Александр Андреевич до самой кончины был связан с МГУ. В 1945-1970 гг. работал на кафедре математики физического факультета, кафедре вычислительной математики механико-механического факультета. Как всегда острил, блестяще делал доклады, занимался своей коронной тематикой – разностными методами и математическим моделированием, в которых достиг блестящих результатов и большого совершенства. В 1970 году был создан факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК). А.А. Самарский принимал активное участие в создании факультета и впоследствии стал на нём работать в должности профессора кафедры математической физики.
В 1982 году Александр Андреевич возглавил организованную им кафедру вычислительных методов. Мы с Е.И. Моисеевым не раз делали там доклады. А.А. Самарский хотел нас пристрастить к разностным методам. У меня своя тематика – я занимаюсь чистой математикой, но, тем не менее, под его влиянием у меня есть несколько работ, совместных с Моисеевым и просто так. Например: задача Штурма – Лиувилля в дифференциальной и разностной трактовке. На семинаре Александра Андреевича я и Моисеев докладывали о наших результатах по разностным методам решения краевых задач для дифференциальных уравнений, выражая при опубликовании этих результатов в журнале нашу благодарность Александру Андреевичу за помощь и обсуждение.
А.А.Самарский активно работал и в системе Академии Наук. С 1953 года до своей кончины он заведовал одним из самых ключевых отделов Института прикладной математики АН СССР, возглавляемого академиком М.В. Келдышем. На базе этого отдела по инициативе А.А.Самарского в 1989 был создан Всесоюзный Центр математического моделирования, который в 1990 году был преобразован в Институт Математического моделирования (ИММ), директором которого он был с 1990-го по 1998-й год. С 1998-го до конца жизни Александр Андреевич, из-за введенного в то время возрастного ограничения, являлся научным руководителем своего ИММ, а директором стал его ученик - Четверушкин Борис Николаевич.
Важное место в жизни Александра Андреевича занимала педагогическая деятельность. Вокруг него царила особая творческая атмосфера, всегда доброжелательная, хотя Александр Андреевич был и строгим, требовательным руководителем, но всегда справедливым. Он обладал колоссальной энергетикой, к которой никто не оставался равнодушным, и заражал всех своей целеустремленностью. Он подготовил не одно поколение талантливых ученых и преподавателей по математической физике и вычислительной математике. Он является автором и соавтором более 30 монографий и учебников, многие из которых стали классическими во многих зарубежных университетах. С присущей ему дальновидностью в конце 80-х особое внимание Александр Андреевич уделял подготовке высококвалифицированных специалистов по математическому моделированию и вычислительному эксперименту. Александр Андреевич вырастил несколько десятков докторов наук и более сотни кандидатов наук. Школа А.А. Самарского широко известна у нас в стране и за рубежом. У А.А. Самарского много учеников, избранных в различные академии в России и за рубежом. В РАН избраны 3 академика: Анатолий Николаевич Коновалов, Дмитрий Павлович Костомаров, Борис Николаевич Четверушкин и 5 членов-корреспондентов: Николай Николаевич Говорун, Юрий Петрович Попов, Николай Николаевич Калиткин, Сергей Павлович Курдюмов, Владимр Фёдорович Тишкин.
В последние годы Александр Андреевич всюду пропагандировал математическое моделирование, все его мысли и идеи стали еще более актуальными. При Российской академии наук был национальный комитет по математике, а А.А.Самарский создал Национальный комитет России по математическому моделированию и возглавил его.
У Александра Андреевича были всесторонние интересы, его широчайший кругозор поражал, у него были блестящие лингвистические способности, он очень любил литературу и особенно поэзию, читал наизусть Гумилева, Брюсова, Блока, Есенина и многих других поэтов. Он рассказывал мне, что после окончания школы он всерьез размышлял о поступлении в ИФЛИ (институт филологии и литературы), впоследствии переименованный в Литературный институт имени А.М.Горького, который готовил профессиональных писателей. Я не сомневаюсь, что и на этом поприще он бы достиг больших высот.
Приведу пример его незаурядных филологических способностей. В середине прошлого века была очень модна игра, называемая «словообразованием» и заключающаяся в составлении из заданного достаточно длинного слова максимального числа слов, использующих только буквы, входящие в состав заданного длинного слова. В 1964-м году мы приехали на международную конференцию в Душанбе и здесь столкнулись с Марком Александровичем Красносельским. Марк Александрович Красносельский, который славился различными талантами, хороший математик был, также он считался непревзойдённым чемпионом в игре «словообразование», все ему проигрывали с огромным разрывом. На моих глазах А.А.Самарский не просто выиграл у М.А.Красносельского, но и превзошел его по количеству слов в 2,5 раза. После этого Красносельский вообще перестал играть в «словообразование»,
Александр Андреевич был интересным мужчиной с потрясающей шевелюрой, тонким чувством юмора, обладал всеми качествами, которые привлекательны для женщин. Конечно, в него влюблялись. Аделаида Борисовна Васильева, профессор кафедры математики физического факультета, была влюблена в Самарского. И на каком-то вечере она переделала песню «Помню, я ещё молодушкой была…», т.е. изменила слова, имея в виду Самарского. Примерно такие слова: «Помню, я ещё студенткою была, на экзамен по спецкурсу я пришла, я уселась где-то в уголке, от профессорского взора вдалеке. Вдруг ко мне подходит юный кандидат (Самарский), говорит, послушать Вас я буду рад, а заслушав, головою покачал и в зачётку ничего не написал. … А потом уж я профессором была и трудов печатных много издала... ». В общем, потом попала на какой-то съезд и видит, что это тот же кандидат, только много седины на его висках.
Александр Андреевич был не только выдающимся математиком, но и прекрасным семьянином, заботливым отцом и любящим дедушкой. Его дружная и любящая семья была для него надежным тылом, источником счастья, сил и вдохновения.
Александр Андреевич Самарский, которого я знал с юности, это был блеск. Те люди, которые были знакомы с ним, знают какой это был блистательный, харизматичный человек, который притягивал к себе людей и увлекал их своей эрудицией и преданностью науке. Александр Андреевич был честным, принципиальным профессионалом, любившим жизнь, людей, учеников, весёлым, энергичным, искрометным, вокруг которого всё светилось.
Александр Андреевич был человеком щедрой души как в науке, так и в жизни, всегда готовый прийти на помощь советом, делом, реальной помощью и поддержкой. Мне посчастливилось общаться с Александром Андреевичем и неформально дружить семьями. Он всегда был для меня примером и старшим товарищем.
Я бесконечно благодарен Александру Андреевичу и всей замечательной семье Самарских за их многолетнюю дружбу, поддержку и помощь на протяжении всей жизни.