Воспоминания Андреева В.Б.

В.Б. Андреев

доктор физ. - мат. наук,
профессор кафедры вычислительных методов
ф-та ВМиК МГУ имени М.В. Ломоносова

Портреты

Я припоминаю случай, который не был связан непосредственно с Александром Андреевичем, а с его именем. Это было на мехмате году в 64-ом. Тогда нашего факультета ещё не было, и кафедра вычислительной математики была на мехмате. Заведующим кафедрой был Андрей Николаевич Тихонов и, что нетипично для мехмата, у него был отдельный кабинет. В этом кабинете на стене висели два портрета: с левой стороны - портрет Алексея Николаевича Крылова, известного математика, инженера, кораблестроителя, а на правой стене – портрет Михаила Васильевича Остроградского. И вот как-то, как тогда говорили, на кафедру явилась какая-то делегация. Принимал её Владимир Георгиевич Карманов. И кто-то из них спросил, чьи это портреты, на что Карманов, не моргнув глазом, сказал, что это Тихонов и Самарский. И все были довольны.

Математика в киноискусстве

Александр Андреевич в свое время очень много занимался теорией разностных схем и внес в эту теорию существенный вклад. Одним из условий устойчивости разностной схемы было: B≥τA/2 , где B и A – операторы, которые фигурируют в разностной схеме. У Самарского был ученик, Гамлет Варламович Меладзе, позже он заведовал кафедрой вычислительной математики в Тбилисском университете. Он вращался в демократических кругах. Снимался какой-то грузинский фильм, и Меладзе попросил включить вот это B≥τA/2  в этот фильм. Это было сделано следующим образом: с самолёта были сброшены бумажки, на которых было написано B≥τA/2. Конечно, для обычного зрителя это никакого смысла не имело, но те, кто имел отношение к этому делу, всё поняли.

«Пэ плюс ку»

Александр Андреевич – физик по образованию, закончил физфак, кафедру математики. В физике есть закон сохранения энергии: полных кинетической и потенциальной. Значит, потенциальная энергия обозначается буквой P, а кинетическая – буквой Q. И вот у Александра Андреевича в разговоре часто возникало такое выражение: P+Q. Это сама по себе недоговоренная фраза: P+Q=const. Если где-то чего-то осталось недоделанным, то P+Q, т.е. потом это ещё будет доделано, может быть даже в другой области и с превышением. Но в разговоре вторая половина фразы уже не повторялась, просто говорилось: «P+Q,» – и всем было понятно, что это означает.

Лидер

Александр Андреевич по характеру был лидером, лидером во всём, а не только в той области математики, где он работал. Если он играл в шахматы, то был первым, лучшим. Если он играл в слова, он и здесь был всегда победителем. Если делали какие-то несложные физические упражнения, то он, инвалид ВОВ, делал эти упражнения в большем количестве. Т.е. это стремление к лидерству проявлялось у него во всем.

Отношение к спорту

Спортом специально Александр Андреевич не занимался, что в значительной степени связано с тем, что во время войны он получил тяжёлое ранение. Тем не менее он хорошо и подолгу ходил на лыжах. Александр Андреевич очень интересовался спортом на уровне обсуждения тех или иных результатов: как наши сыграли в хоккей, в футбол, как на лыжах, коньках  пробежали – всё это очень живо обсуждалось у нас на кафедре. Но особенно любил хоккей, никогда не пропускал чемпионаты мира, которые часто транслировались по ночам.

Поэзия

Александр Андреевич очень хорошо разбирался в литературе, увлекался поэзией, знал наизусть много стихотворений Брюсова, Блока, Гумилёва, Есенина, других поэтов.  На банкете, связанном с его пятидесятилетием, вдруг кто-то что-то произнес из Гумилёва, и Александр Андреевич подхватил, дочитал стихотворение до конца. Для меня это была просто неожиданность – в нашей среде это не проявлялось. Поэзию он очень любил.

Кино

Любил Александр Андреевич и кино. Это тоже несколько удивительно. К кино он с большим уважением относился, но я не помню, чтобы он широко это обсуждал, но было известно, что кино он любит. Он ходил в кино даже во времена, когда это было не очень широко распространено. И даже некоторые понравившиеся ему эпизоды в жизни повторял. В частности, он любил эпизод из «Осеннего марафона», там есть фраза, которую произносит Леонов: «Хорошо сидим!». Он во время застолья любил её говорить.

«Тамадизм»

Кстати, Александр Андреевич любил застолья, хотя сам пил в основном минеральную воду. Умел очень хорошо ими руководить. Ему неоднократно приходилось руководить застольем даже на Кавказе, и при нём всё проходило блестяще. Я его наблюдал и здесь, и в Азербайджане, и в Грузии, и он профессионально руководил. О «тамадизме» он говорил, что есть две школы: первая, это когда тамада ведёт застолье и говорит в основном сам, практически не давая никому выступить, и вторая, где тамада выступает руководителем и предлагает выступать остальным. Так вот он придерживался второй школы: он сам много и хорошо говорил, но давал и другим участникам застолья высказаться.

Научный руководитель

Я – ученик Александра Андреевича, я писал у него кандидатскую диссертацию. Как научный руководитель, он придерживался сильно либеральных взглядов. Он не ставил конкретную задачу, а указывал направление, в котором нужно было работать. Это направление могло быть такое, что там можно было десятки диссертаций делать. К нему приходишь и говоришь: «Я умею делать то-то». Он просил рассказать подробнее. Если он считал, что это достойно, то он говорил: « Публикуйтесь, » - либо высказывал свои соображения по поводу того, на что ещё обратить внимание. Здесь уместно его выражение: «Беспривязное содержание». Аспиранты, ученики свободны в выборе своей деятельности. В то же время, если у кого-то возникали проблемы, то он всегда был готов обсуждать и помогать, не жалея своего времени.

Учитель, педагог и человек – Александр Андреевич был замечательный.