В моем рабочем столе лежит пожелтевшая газета “Пионерская правда на Сталинзаводе” от 21 апреля 1933 года. Если ее развернуть, то внимание привлекает фотография улыбающегося мальчика – пионера Саши Самарского, а потом и его заметка.

Приведу ее без сокращений.

Качество учебы моя основная задача

После проработки постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 32 года я в основу своей работы положил борьбу за качество учебы, причем не только для себя, но и для отстающих ребят. Поэтому я сразу организовал бригаду отстающих учеников. В бригаду вошло 14 человек — большинство которых «хромали» по математике и химии, поэтому в основном мы проводили занятия по математике и химии.

Результаты моих занятий очень хорошо были видны в конце квартала, когда все ученики, с которыми я занимался, получили (за исключением 2 человек) удовлетворительную оценку педагогов. Благодаря же моей помощи успеваемость по математике в группе повысилась от 78 процентов до 95 процентов.

В ответ на обращение «Пионерской правды» обязуюсь, что к экзаменам ни у одного ученика из моей бригады не будет ни одной неудовлетворительной оценки.

А. Самарский 7 гр. «2-я». ФЗС № 13.

Не менее интересны и две другие заметки на той же странице газеты.

Хорошо работает буксирная бригада

… Лучше стали заниматься ребята. Лучшие ученики — Самарский, Новиков, Рябуха, взяли на буксир отстающих товарищей, помогли им разрабатывать материал, объясняли непонятное. Вот результаты: Михайлов имел 9 неудов, сейчас остался один, Урлянский имел 6 неудов, теперь ни одного. Ученики бывшие раньше слабыми, теперь настолько подтянулись, что сами помогают отстающим.

Деткоры Еременко, Рябуха. 7 гр. «2» 13 ФЗС.

Самарский помог

До третьего квартала у меня было 5 неудов. Но когда в нашей группе сказали о том, что организовывается буксирная бригада в помощь отстающим, я первым в нее записался и в результате оказываемой мне помощи я начал исправлять свои неуды.

Особенно мне в этом помог пионер Самарский, который был руководителем бригады. Материал, который я недостаточно уяснял при изучении в школе, по вечерам прорабатывал с Самарским. И сейчас к первой годовщине я пришел без неудов.

Урлянский ФЗС № 13.

Процитирую также выдержку из послевоенной газетной статьи Л. Кудреватых “Советский характер” (9 мая 1950 г.).

… В просторном коридоре физического факультета (Московского университета) есть доска почета. Среди фотографий профессоров и доцентов - портрет молодого, с пышной шевелюрой человека - Александра Андреевича Самарского. Самарский учился отлично. Оставались последние дни до экзаменов на четвертом курсе. Но тут грянула война. “Теперь мой долг - бить врага, бить хорошо и отлично” - сказал Самарский и, как сотни его товарищей по университету, оставив аудитории и лаборатории, пошел в ополчение. Он дрался под Ельней, отбивал атаки врага, сам ходил в атаку. Когда Самарского ранило, он попал в глубокий тыл, в госпиталь. Тяжелы были последствия ранения и он заменил учителя сельской школы, гнавшего врага с советской земли. И когда скорая победа была очевидна для всего мира, Александр Андреевич вернулся в университет, успешно закончил его и остался в аспирантуре. Ныне А. А. Самарский — доцент.

А вот выдержка из статьи Н. Образцовой «Замечательная традиция», опубликованной в «Таганрогской правде» 30 января 1952 г.

В теплой, дружеской обстановке прошел на днях в школе имени А. П. Чехова традиционный вечер встречи учащихся старших классов с выпускниками школы. … В конце вечера в гости прибыл один из старейших выпускников школы, доцент Московского государственного университета, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Академии наук СССР А. А. Самарский, который передал в дар школе учебник «Уравнения математической физики», написанный им для студентов университетов совместно с крупнейшим советским математиком, членом-корреспондентом Академии наук СССР, профессором Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова А. Н. Тихоновым. Первый раз фамилию “Самарский” я услышал из уст Людмилы Сергеевны Клабуковой более пятидесяти лет назад. Людмила Сергеевна читала нам, четверокурсникам Физтеха, в Вычислительном центре АН СССР курс лекций по вычислительным методам и сослалась на работы Александра Андреевича. Спустя некоторое время я увидел Александра Андреевича своими глазами. Это случилось в ВЦ АН СССР во время выбора нами, студентами четвертого курса, базовой кафедры. В нашей группе было два направления: одно традиционное, условно говоря, - математическая физика, а другое новое и уже модное, - математическая экономика. Базовыми институтами были ВЦ АН СССР и Институт прикладной математики АН СССР. Одним из выступающих агитаторов был А. А. Самарский. Конечно, сейчас уже стерлось в памяти конкретное содержание этого выступления. Но осталось ощущение незабываемой ауры выступающего. Александру Андреевичу явно доставляло удовольствие рассказывать нам о проблемах математической физики и вычислительной математики, над которыми в то время работали многочисленные сотрудники его отдела в ИПМ. Это чувство радости от интересной и важной работы излучалось со сцены актового зала ВЦ и не могло не запасть в душу студентов. Володя Дородницын, Саша Михайлов и я без колебаний выбрали ИПМ.

В ИПМе мы сразу попали в орбиту ученика Александра Андреевича – Сергея Павловича Курдюмова . Но это другая параллельная история…

Для нас студентов и аспирантов хорошей школой были научные семинары на факультете ВМК МГУ. Семинары по вычислительным методам (руководитель А. А. Самарский) и по математическому моделированию в физике (руководители А. А. Самарский и А. Г. Свешников ) собирали значительные аудитории. Вначале мало что было понятно, но постепенно мы приучались четко формулировать задачи, структурировать свои собственные выступления, излагать главное. За эту науку хочется еще раз поблагодарить руководителей семинара и выступающих на них настоящих ученых.

Александр Андреевич регулярно интересовался результатами своих сотрудников, гордился научными достижениями своих учеников, с удовольствием рассказывал о них своим собеседникам. Часто результаты молодых сотрудников он обсуждал в своем институтском кабинете в довольно позднее время. Не могу удержаться, чтобы не рассказать об одном забавном случае. Московское время 22:30, за окном темно, в кабинете 5 человек. Мой товарищ у доски с мелом в руке увлеченно рассказывает о своих результатах. Звонит телефон. “Да, да !” - громко и хорошо поставленным голосом говорит Александр Андреевич, не отрывая глаз от докладчика … и не снимая телефонную трубку...

В 80-е годы по средам у кабинета № 619 на факультете ВМК МГУ выстраивалась очередь из «ходоков». Это коллеги из союзных республик спешили рассказать о результатах своих работ Александру Андреевичу, услышать его благожелательную оценку и замечания, а также пополняли библиотеку кафедры вычислительных методов своими монографиями.

Александр Андреевич любил юмор, ценил его и сам мог удачно и к месту пошутить. Например, многим хорошо известна его простая и жизненно важная формула:

P + Q = const, где P – все такое, а Q – все остальное.

Он мог поинтересоваться у хорошо знакомого человека: “Как ведет себя дэ пузо по дэ тэ?” или спросить: “Как организм?”

Иногда, Александр Андреевич, заходя в комнату сотрудников, мог с загадочной улыбкой сказать: “Работаете? ... Работайте, не буду вам мешать!”. Так говорил в подобной ситуации персонаж романа «Поиски» Ч. П. Сноу академик Олифант.

Александр Андреевич обладал потрясающей реакцией. В моей памяти до сих пор сохранился один эпизод. Это произошло во время доклада Якова Борисовича Зельдовича на семинаре под руководством Мстислава Всеволодовича Келдыша в актовом зале ИПМ. Александр Андреевич сидел в первом ряду. Яков Борисович в запале выступления неудачно положил указку в ложбинку для мела на доске. Через некоторое время она начала падать. Александр Андреевич мгновенно вскочил с места и подхватил ее на лету у самого пола. Молниеносность действия меня поразила. Ничего подобного ни до, ни после этого я не видел. Александр Андреевич замечательно работал на пасах в беседах. В конце 1978 года сотрудники третьего отдела ИПМ им. М. В. Келдыша собрались в кабинете Александра Андреевича по поводу очередного достижения коллектива. Среди приглашенных был Андрей Николаевич Тихонов . Сотрудница отдела, Лариса Кузьмина прочитала свои стихи, посвященные причине собрания. В них были строчки о том, что никому не дано дважды войти в одну и ту же реку. Андрей Николаевич, сразу же мягко, тихо и обстоятельно возразил: “Каждое лето я живу на даче в Новодарьино и по утрам вхожу в одну и ту же реку. Эта река называется Москва”. Мгновенно последовала реплика Александра Андреевича: “Вот видите, никто до Гераклита Эфесского, ни сам Гераклит не сумели осуществить эту затею. А Вам, Андрей Николаевич, - она удалась. Поэтому, Вы директор нашего института!” …

В восьмидесятые годы я ездил с Александром Андреевичем в одном автомобиле по маршруту МГУ - ИПМ - МГУ. В этих поездках обсуждались результаты работы Лаборатории математического моделирования в физике и намечались планы исследований. Иногда, для разрядки, Александр Андреевич предлагал подсчитывать число проезжающих мимо автомобилей, номера которых удовлетворяли определенному свойству. Например такому: сумма первых двух цифр равняется сумме двух последующих цифр. Выигрывал тот, что обнаруживал большее число автомобилей к концу поездки. Догадайтесь, кто выигрывал в большинстве случаев?

Читатель наверняка знает об игре в слова. Назначается имя существительное, как правило, не очень короткое. Из его букв участники игры составляют другие имена существительные в именительном падеже и единственном числе, состоящие, например, не менее, чем из 4 букв. Победителем оказывается тот из участников, кто составит больше слов. Как-то раз я играл в эту игру с Александром Андреевичем. Исходным было слово “индустриализация”. Через какое-то время, я составил сто слов и был доволен собой. Каково же было мое изумление, когда я увидел листок со словами, составленными Александром Андреевичем. Его список содержал две с половиной сотни слов. Так играл в слова советский академик! Думаю, что процитированные выше газетные заметки передают дух довоенного и послевоенного времени и характеризуют нашего героя в юные и молодые годы. Приобретенные навыки многоборца помогли Александру Андреевичу выжить в суровые годы войны, выбрать созидательный путь в мирное, но напряженное послевоенное время, получить выдающиеся фундаментальные и прикладные научные результаты, собрать коллектив талантливых и порядочных людей, оставить после себя могучую научную школу в области вычислительной математики и математического моделирования, приумножить мощь и славу нашей великой державы.

Родина высоко оценила достижения ученого-патриота. Академик А. А. Самарский удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда и награжден тремя Орденами Ленина (1954, 1964, 1979), Орденом Трудового Красного Знамени (1969), Орденом Октябрьской Революции (1975), Орденом Дружбы народов (1993), Орденом Славы (1980), Орденом Отечественной войны (1985). А. А. Самарский является лауреатом Сталинской премии (1953), Ленинской премии (1962), Государственной премии СССР (1965), Государственной премии России (1999), Премии имени М. В. Ломоносова (1997). Одна из улиц в окрестности Главного здания МГУ названа его именем.

Очевидно, что Александр Андреевич Самарский — герой своего времени.

Видимо прав был эпатажный философ : “Was mich nicht umbringt, macht mich stärker”.